Обезьяна и чайный мастер

rikkamavpa

 

В начале июня 2012 г. в Токио на выставке икэбаны особое внимание посетителей привлекала одна композиция из сосны.

Выставка была посвящена 550-летию школы Икэнобо, и там можно было увидеть развитие икэбаны с давних времен до наших дней - нынешние мастера воссоздали самые известные композиции мастеров прошлого.

Там было много замечательных произведений, но эта композиция была особенная! Она поражала не только своими размерами (одна в целом зале!), но и трагической историей, связанной с ее созданием.

***

...В середине третьего лунного месяца 1591 г. великий чайный мастер Сэн-но Рикю встал перед выбором: Жить или Умереть.

Для того, чтобы Жить, нужно было только попросить прощение у Тоётоми Хидэёси (военного диктатора), смириться перед его самоуправством, признать его первенство в чайной церемонии. Только это...

Но тогда для Сэн-но Рикю это означало перечеркнуть всю свою семидесятилетнюю жизнь, признать несостоятельным весь свой «Путь чая».

И великий мастер выбрал Смерть.

Не гордыня вызвала такое его решение – никакие людские страсти уже не владели сердцем Сэн-но Рикю – он достиг совершенства, достиг состояния Будды.

sen-no-rikyuЗа три дня до смерти он сложил стихотворение**:

Семьдесят лет жизни прошло -

Вот и конец настал...

Этим моим драгоценным мечом *

Я патриархов и будд убивал.

Меч совершенный в моих руках -

В небо швыряю!

Пускай он парит в облаках.

* Здесь «драгоценный меч» – это мудрость, для которой нет ни авторитетов, ни идолов.

**Литературная обработка Сергея Капранова

 

Неприязнь властителя Японии к Сен-но Рикю вызревала долгие годы, накапливалась и, наконец, вырвалась наружу. Сделавший головокружительную карьеру от крестьянского сына до военного диктатора, Тоётоми Хидэёси жаждал первенства во всем, жаждал полного подчинения и полного контроля. Только покорность могла спасти жизнь Сэн-но Рикю. Но Рикю остался самим собой, остался свободным.

В 28 день 3 лунного месяца 1591 г. великий чайный мастер совершил сеппуку.

Перед смертью он провел последнюю чайную церемонию для своих друзей и учеников. Каждому из них он подарил на память что-то из чайных принадлежностей. Только черная чашка была им разбита вдребезги – именно она послужила поводом для ссоры со всесильным Тоётоми Хидэёси.

Сэн-но Рикю был великим мастером чая. Это значит, что он достиг вершины мастерства не только в приготовлении чая, но и в организации сада, каллиграфии, икэбане – во всех искусствах, которые объединяет чайная церемония.

Многие известные мастера пытались примирить Сэн-но Рикю и Тоётоми Хидэёси, но это было невозможно. Участь великого мастера была предрешена...

Икэнобо Сэнко (учитель Сэн-но Рикю по икэбане) тяжело переживал смерть чайного мастера. Для того, чтобы выразить свое негодование, он создал композицию из сосны и пригласил Тоётоми Хидэёси.

...В большом зале, в бронзовой вазе из целых сосновых деревьев была создана огромная композиция в стиле рикка. На задней стене висели свитки с изображением обезьян, прыгающих по соснам. Казалось, что зверьки вот-вот выскочат со свитков и запрыгают по живым сосновым ветвям...

Композиция поражала своими размерами и мастерством исполнения. Но сопровождающие Тоётоми Хидэёси не из-за этого затаили дыхание: сейчас разразится буря, разгневаный диктатор уничтожит мастера икэбаны! Это вызов!

Ведь все знали, что у Хидэёси было прозвище «Обезьяна» - так его назвал предшественник Ода Нобунага, начавший объединение Японии. Действительно, внешне Хидеёси очень походил на обезьяну: маленький, с некрасивым лицом, с длинными руками.

Все ждали, затаив дыхание, что будет дальше...

...Военный диктатор похвалил композицию и уехал.

Возможно, выходец из крестьянской семьи - Хидэёси ничего не понял. Но, скорее всего, он понял намек, однако, хорошо владея искусством дипломатии, предпочел сохранить свое лицо. А может, чувствуя свою вину в смерти Сэн-но Рикю, он не хотел убивать еще одного мастера?..

***

Реконструкцию этой композиции мастера Икэнобо Сэнко мы увидели на выставке икэбаны. Услышав историю ее создания от профессора Ямады Мидори, мы совершенно другими глазами посмотрели на нее. Оказывается, композиция икэбаны может быть не только произведением искусства, но и средством дипломатии, и даже смертельно опасным посланием!

 

Автор - преподаватель икэбаны Капранова Олена

© 2010-2011 Все права принадлежат туроператору "Кругосвит" - Создание сайта - Студия веб дизайна "Вельветовый Слон"